Monitoring of international transit traffic

№ 2, 2023
Author:

Республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» – крупнейший логистический оператор в Республике Беларусь. Предприятие имеет статус уполномоченного национального экономического оператора III типа, таможенного представителя и таможенного перевозчика.

«Белтаможсервис» придает огромное значение наращиванию экспортного и транзитного потенциала Беларуси, активно обеспечивая товарные потоки со странами Европы, Азии. Предприятие активно развивает инновационные подходы в сфере логистики и складских услуг, обеспечивая ведение внешнеэкономических сделок под ключ.

Также логистический оператор использует программные продукты собственной разработки для выполнения задач по отслеживанию и мониторингу грузоперевозок.

Приоритетными показателями работы предприятия являются безупречное качество и высокая скорость обслуживания.

 

РЕШЕНИЕ ДЛЯ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК

Проект по использованию навигационной пломбы в качестве способа мониторинга движения транспортного средства был запущен с целью упорядочения движения транзитного грузового автомобильного транспорта в Рес­публике Беларусь в соответствии с постановлениями Правительства. Данный проект получил распространение на транспорт, перевозящий по территории Беларуси товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита.

 

MONITORING

Для реализации проекта РУП «Белтаможсервис» использует программное обеспечение собственной разработки для отслеживания и мониторинга грузоперевозок. Monitoring – это платформа для контроля местоположения грузов и транспортных средств.

Платформа обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает прочие риски.

Monitoring уже используется при таможенном контроле в Республике Беларусь и является первой платформой, введенной на государственном уровне на территории ­Евразийского экономического союза. Осуществлен мониторинг 1 млн грузовых транспортных средств, выполняющих транзитные автомобильные перевозки товаров по территории Беларуси.

 

АРХИТЕКТУРА РЕШЕНИЯ

Архитектура решения системы отслеживания состоит:

  • из устройств, передающих местоположение и дополнительную информацию о состоянии пломбы;

  • мобильного приложения для дистанционного управления пломбой и выполнения иных сопутствующих задач;

  • программного обеспечения для работы бизнес-логики;

  • взаимодействия с картографическими сервисами для отображения точного местоположения пломбы на картах Google, Yandex.

98_10_02.jpg

 

ОТСЛЕЖИВАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА

Для обеспечения непрерывного процесса оказания услуг по опломбированию транспортных средств в целях отслеживания их перемещения и мониторинга состояния электронного устройства в режиме реального времени предприятием используется порядка 20 тысяч отслеживаемых устройств (пломб). Дополнительно, в соответствии с требованиями Евразийской экономической комиссии, ведется разработка собственных отслеживающих устройств (пломб) с полной интеграцией в платформу Monitoring.

Синергия мониторинга и пломбы позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства и целостность грузового отсека, а также сохранность перевозимых товаров. Это обеспечивает прозрачность и безопасность перевозки товаров, решает проблему несанкционированного доступа к грузу, исключает другие риски.

Навигационные пломбы обеспечивают дистанционный контроль за перемещением объектов пломбирования и передачу в систему отслеживания информации. Активируется навигационное устройство (пломба) через сеть интернет и/или с помощью мобильного приложения.

Навигационные пломбы позволяют не только отслеживать перемещение груза в режиме реального времени, но и сокращать количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска за счет направления товаров под пломбой для контроля за перемещением внутри страны.

 98_10_03.jpg

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ

Основными возможностями системы Monitoring являются:

  • подключение любых устройств для отслеживания местоположения и маршрутов перемещения транспортных средств в режиме реального времени;

  • хранение информации о грузах, статусе устройства и дополнительной информации;
  • неограниченное количество одновременных пользовательских сессий и устройств, заведенных в систему;
  • оповещение о несанкционированных действиях с целью обеспечения возможности принятия своевременного решения о ­необходимости реагирования в случае возникно­вения риска недоставки товара в пункт назначения или нарушения сроков таможенного транзита;
  • хранение неограниченного количества данных с размещением в закрытом контуре;
  • полное встраивание в технологию совершения таможенных операций, интеграция с информационной системой таможенных органов и системами «Белтаможсервиса» для бухгалтерских и иных учетов.

98_10_04.jpg

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА

Способствует оптимизации:

  • взаимодействия между информационными системами национального оператора и таможенного органа;

  • ведения системы управления рисками;
  • контроля за перемещением транспортных средств в онлайн-режиме;
  • оперативного реагирования на возникающие внештатные ситуации (отклонение от маршрута, несанкционированное вскрытие грузового отсека).

Упрощает и сокращает таможенные процедуры, случаи досмотра и осмотра содержимого грузовых отсеков транспортных средств в каждом государстве ЕАЭС.

Способствует замене таможенного и иного обязательного сопровождения. Навигационная пломба используется как альтернатива обязательному сопровождению для перевозок алкогольной и спиртосодержащей продукции по территории страны ввиду своей экономической привлекательности для субъектов хозяйствования.

Оптимизирует затраты перевозчика.

ГЕОГРАФИЯ

Наложение и снятие навигационной пломбы сегодня происходит в 10 пунктах таможенного оформления. При необходимости аналогичные операции осуществляются во всех внутренних пунктах таможенного оформления страны.

Для снятия навигационных пломб на белорусско-российской границе определены пять специальных пунктов на республиканских участках дорог.

Работники РУП «Белтаможсервис» осуществляют необходимые действия по навешиванию навигационных пломб на грузовой отсек транспортного средства. При помощи программного обеспечения Monitoring или мобильного приложения осуществляется активация навигационного устройства и запускается процесс отслеживания.

98_10_05.jpg

ЭКСПЕРИМЕНТ

В 2022 году между национальными операторами Республики Беларусь и Российской Федерации начат эксперимент по применению навигационных пломб в отношении отдельных категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта (в соответствии с распоряжением Совета Евразийской экономической комиссии от 17 октября 2022 г. № 29). В эксперименте используются белорусские и российские пломбы.

Интеграция информационных систем национальных операторов двух стран позволяет выработать механизм применения навигационных пломб и подготовить участников внешнеэкономической деятельности к введению отслеживания перевозок с использованием навигационных пломб на всей территории ЕАЭС.

98_10_06.jpg

МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОНИТОРИНГ

Приведем пример одной из состоявшихся грузоперевозок, оформленных в рамках эксперимента. Наложение навигационной пломбы на грузовые отсеки транспортных средств, перевозящих лесоматериалы и продукцию деревообработки, осуществляется во внутренних пунктах таможенного контроля на белорусской территории.

Мониторинг товаров, перевозимых как по территории Республики Беларусь, так и Российской Федерации, осуществляется в режиме реального времени с отображением и передачей информации обеих информационных систем национальных операторов.

Снятие навигационных пломб осуществляется национальным оператором Российской Федерации.

98_10_07.jpg

 

СОГЛАШЕНИЕ С ЕЭК

3 апреля 2023 г. вступило в силу Соглашение о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок.

Соглашение направлено на минимизацию мер государственного контроля при перевозках товаров и обеспечению их законного оборота на территории ЕАЭС.

РУП «Белтаможсервис» заинтересован в развитии отслеживания и мониторинга международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств и планирует развитие системы – в соответствии с решениями ЕЭК и на внутреннем рынке.