BelCCI and the assessment of vehicles

№ 2, 2023
Author:

Job title: Deputy Head of the BelCCI Certification and Expert Activities Department

Белорусская торгово-промышленная палата на протяжении десятилетий является ведущей экспертной организацией в области оценки и товароведческой экспертизы. За это время в профессионализме оценщиков БелТПП смогли убедиться и физические лица, и частные компании, и банки, и государственные органы. Накоплен огромный опыт в оценке всех видов имущества – автомобилей, недвижимости, земельных участков, бизнеса, оборудования, объектов интеллектуальной собственности.

Белорусской торгово-промышленной палатой создана разветвленная сеть сертифицированных специалистов-практиков, которая охватывает всю территорию Беларуси. Для удобства заказчиков и оперативного выполнения заказов по оценке имущества и иных услуг, которые оказывает БелТПП, подразделения Палаты находятся во всех крупных городах страны. С местоположением, контактными данными и видами оказываемых услуг можно ознакомиться на сайте cci.by.

В настоящее время в системе БелТПП работает 71 оценщик (12,3 процента от общего количества оценщиков в Беларуси). 64 специалиста имеют свидетельства на право оценки движимого имущества, в том числе транспортных средств (17 процентов от общего количества оценщиков в стране по данной категории). Кроме того, БелТПП доверено право проводить экспертизу достоверности независимой и внутренней оценки – в системе палаты данную услугу оказывают 39 оценщиков (28,7 процента от общего количества экспертов в Беларуси).

98_07_03.jpg

Современный рынок и процедура оценки автомобилей

Последние два года выдались непростыми не только для белорусского авторынка, но и для всей автоиндустрии в целом. Ухудшение условий кредитования, нехватка новых машин у ряда дилеров, резко подорожавшая логистика, общемировая проблема в виде дефицита микрочипов – все это привело к существенной активизации рынка б/у автомобилей. Нельзя не считаться и с пандемией, которая внесла свою лепту в работу автопроизводителей, в том числе и отечественных заводов «Белджи» и «Юнисон». В результате в 2022 году на один проданный новый легковой автомобиль в Беларуси приходился импорт семи б/у авто из США и Европы.

По закону при ввозе в Беларусь автомобилей и других транспортных средств для личного пользования необходимо уплатить таможенную пошлину. В ряде случаев для определения размера таможенного платежа требуется выяснить рыночную стоимость автомобиля – например, когда нет достоверных сведений о цене сделки купли-продажи. Под эту категорию попадают легковые автомобили до трех лет от даты производства, приобретенные по прямому договору. Результаты сделок по некоторым зарубежным аукционам также невозможно проверить таможенными органами, поэтому такие автомобили подлежат оценке.

Поскольку таможенные платежи поступают в бюджет страны, государство заинтересовано в проведении максимально качественной и честной оценки. И оно вправе определять количество организаций, уполномоченных оценивать то или иное имущество. В частности, исполнителей оценки автомобилей для представления в таможенные органы сегодня насчитывается порядка 50. Это и государственные оценочные организации, и частные компании, и индивидуальные предприниматели.

БелТПП принимает активное участие в оценке транспортных средств, ввозимых на территорию нашей страны. Для удовлетворения спроса была максимально ускорена процедура оценки автомобилей – конечно же, без потери качества работ.

На сайте Палаты размещена подробная схема взаимодействия владельца транспортного средства, исполнителя оценки и таможенного инспектора с перечнем последовательности действий для всех участников процесса растаможивания автомобиля. Рекомендуем изучить ее заказчикам оценки перед обращением в Палату. Также на сайте БелТПП размещены бланки договоров и заявлений, примеры их заполнения, адреса и контакты оценщиков по всей стране.

После ознакомления с процедурой растаможивания заказчик обращается в ближайшее подразделение Палаты, заполняет форму заявления и отправляет ее вместе с копиями необходимых документов в БелТПП – на бумажном носителе либо по электронной почте.

В столичном регионе, где фиксируется самый высокий спрос на услугу оценки, в пунктах таможенного оформления (ТЛЦ «Белтаможсервис-Минск», ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис – 2» и «Колядичи-авто») работают специалисты Минского отделения БелТПП, которые проконсультируют и примут документы. Логистика выстроена так, что заказчик на месте может подписать договор и оплатить услугу через интернет-банкинг в системе ЕРИП. В зависимости от загрузки в среднем этот процесс занимает около часа.

Далее специалистами БелТПП выполняется необходимый комплекс оценочных работ – и в срок до трех рабочих дней (по битым авто – до пяти рабочих дней) выдается заключение и отчет об оценке. С такими сроками исполнения обязательств работают все областные предприятия БелТПП.

Для дистанционного информирования заказчика о дате и времени осмотра транспортного средства, оплате услуги, месте и времени получения документов оценки Белорусская торгово-промышленная палата создала специальный ресурс, который информирует о ходе выполнения услуги посредством СМС-оповещения либо по электронной почте.

Также открыта «горячая линия» по вопросам оценки авто (тел.: +375 17 237-43-64), на сайте Палаты работает форма обратной связи, где можно оставить свои замечания и предложения.

Риски и гарантии

В процессе работы с автоперевозчиками либо с лицами, желающими приобрести автомобиль, у заказчиков оценки иногда возникает потребность определить стоимость автомобиля, еще находящегося за рубежом или еще до покупки. В рамках Указа Главы государства № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» это сделать невозможно: БелТПП и иные оценочные организации могут выдавать соответствующие документы только после осмотра транспортного средства и выполнения всего комплекса оценочных услуг на территории Беларуси. В противном случае это будет считаться грубым нарушением со стороны исполнителя оценки, что может привести к тяжелым финансовым последствиям и для исполнителя, и для заказчика.

Однако в БелТПП на договорной основе можно получить профессиональную консультацию о стоимости транспортного средства в любом месте и в любом состоянии. В результате заказчик на основании условных критериев, представленных им, получит информацию о вероятностном диапазоне стоимости объекта исследования.

Многие иностранные автомобили ввозятся на территорию Беларуси в льготном режиме, установленном Указом № 140. В соответствии с ним физическим лицам, постоянно проживающим на территории страны и являющимся родителями в многодетных семьях либо инвалидами первой или второй группы, возмещается 50 процентов таможенных пошлин, налогов при ввозе авто для личного пользования. Это возмещение проводится однократно в течение года, то есть ввезти можно только одну машину за год.

Однако не все игроки рынка готовы следовать правилам, что порождает мошеннические схемы, когда льготное оформление осуществляется для третьих лиц: перекупщиков или реальных покупателей (в том числе из других стран). Поэтому таким покупателям автомобилей стоит обратить внимание на свои финансовые возможности для покупки дорогих автомобилей, стоимость которых зачастую исчисляется 50–100 тыс. долларов США. Подобные сделки регулярно становятся предметом проверки налоговыми органами.

Одной из проблем на рынке оценки транспортных средств для предоставления в таможенные органы является, по мнению БелТПП, недостаточный уровень государственного контроля за исполнителями оценки со стороны регулятора оценочной деятельности либо конечного потребителя результатов оценки. В результате складывается парадоксальная ситуация: индивидуальные предприниматели и небольшие частные организации оказываются «лидерами» рынка по объему оказываемых услуг. Например, по итогам работы за несколько месяцев в 2023 году частная компания А с четырьмя оценщиками в штате выполняет оценок больше, чем БелТПП с 64 оценщиками, а один индивидуальный предприниматель Б за месяц выполняет столько оценок транспортных средств, сколько весь Институт недвижимости и оценки с широкой сетью филиалов по стране.

Возникает закономерный вопрос: какие у этих исполнителей оценки конкурентные преимущества перед крупными известными в стране оценочными организациями для заказчиков оценки? БелТПП в настоящее время обеспокоена сложившейся ситуацией и довела свою позицию в органы государственного управления, ответственные за регулирование оценочной и таможенной деятельностью. Ведь результаты оценки стоимости транспортных средств для целей таможенного оформления в конечном итоге влияют на пополнение государственного бюджета.

В таблицах 1 и 2 приведены сведения о группах исполнителей оценки транспортных средств для цели «иная, не противоречащая законодательству, основная масса из которых для цели таможенного оформления» в 2023 году по состоянию на 1 мая.

Таблица 1. Количество выполненных оценок транспортных средств по группам исполнителей оценки за 4 месяца 2023 г., шт.

Наименование организации

Январь

Февраль

Март

Апрель

ВСЕГО за
4 месяца

1.

Государственные оценочные организации (5 организаций)

48

35

146

183

412

 

Доля рынка, %

4,3%

3,0%

7,1%

8,4%

6,3%

2.

БелТПП (6 организаций)

168

161

1 067

391

1 787

 

Доля рынка, %

14,9%

13,7%

51,7%

17,9%

27,3%

3.

Частные оценочные организации с долей государства более 50% (4 организации)

156

164

105

208

633

 

Доля рынка, %

13,8%

14,0%

5,1%

9,5%

9,7%

4.

Прочие частные оценочные организации (15 организаций)

309

345

325

746

1 725

 

Доля рынка, %

27,4%

29,4%

15,8%

34,1%

26,3%

5.

Индивидуальные предприниматели (17 человек)

447

470

420

662

1 999

 

Доля рынка, %

39,6%

40,0%

20,4%

30,2%

30,5%

 

Всего

1 128

1 175

2 063

2 190

6 556

Таблица 2. Количество выполненных оценок транспортных средств по сегменту исполнителей оценки, имеющих право оценивать государственную собственность, за 4 месяца 2023 г., шт.

Наименование организации

Январь

Февраль

Март

Апрель

ВСЕГО за
4 месяца

1.

Оценочные организации, уполномоченные оценивать государственную собственность по Указу № 615

372

360

1 318

782

2 832

 

Доля рынка, %

33,0%

30,6%

63,9%

35,7%

43,2%

2.

Прочие исполнители оценки

756

815

745

1 408

3 724

 

Доля рынка, %

67,0%

69,4%

36,1%

64,3%

56,8%

 

Всего

1 128

1 175

2 063

2 190

6 556


Приведенные сведения указывают, что в чувствительном для государства вопросе сложились ненормальные рыночные условия. БелТПП советует будущим заказчикам оценок транспортных средств учитывать представленную информацию, а также риски возможных будущих проверок и экспертиз достоверности ранее выполненных оценок по отдельным «высокопроизводительным» исполнителям. Ведь результат оценки – это не просто стоимость авто, которая устроит заказчика, но и качественно проведенная работа, отчет по которой пройдет проверку без рисков для заказчика.

Обращение заказчика оценки в надежную оценочную компанию, которая дорожит репутацией, качество услуг для которой является главным аргументом, – это залог успешного оформления таможенных документов и уплаты причитающейся пошлины. Во многом это исключение будущих финансовых затрат, связанных с приобретенным автомобилем.

Выполняя оценку стоимости автотранспорта и любого другого имущества, БелТПП на протяжении многих лет берет на себя ответственность за последствия в случае проверки результатов оценки в будущем и гарантирует высокое качество оказываемых услуг.