Прыёмка тавараў: на што звярнуць увагу пры заключэнні кантрактаў

№ 1, 2021
аўтар:

Пасада: Галоўны спецыяліст па экспертызе і сертыфікацыі кіравання сертыфікацыі і экспертнай дзейнасці БелГПП

Любая недопоставка или поставка некачественного товара влечет за собой прямые или косвенные затраты трудовых, временных и материальных ресурсов предприятия, изменение графика выпуска продукции, может стать причиной брака готовой продукции, выхода из строя технологического оборудования. И чем быстрее будет установлен и доказан факт недопоставки и поставки некачественного товара, тем меньше потери предприятия.

Проведение приемки с участием эксперта Белорусской торгово-­промышленной палаты и составление соответствующего акта экспертизы – весомый аргумент и в досудебном рассмотрении претензий, и при рассмотрении в любом хозяйственном, экономическом или арбитражном суде как в Беларуси, так и за рубежом.

Вместе с тем даже своевременное привлечение представителя торгово-­промышленной палаты не может являться стопроцентной гарантией защиты экономических интересов предприятия, если договор поставки (внешнеэкономический контракт) не содержит ряда существенных условий.

Речь идет не только о стандартных для любого договора позициях, таких как наименование и количество товара для договора купли-­продажи (что установлено статьей 425 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), цена товара, порядок, сроки и размеры платежей (статья 459 ГК).

Национальное законодательство Беларуси признает приоритет общепризнанных принципов международного права, базируется на заложенных в них принципах свободы договора (стороны самостоятельно решают, заключать или не заключать договор, с кем и на каких условиях), а также равенстве сторон в договоре.

Правовое регулирование договоров поставки товаров предусмотрено, в частности:

  • Конвенцией ООН о договорах международной купли-­продажи товаров, заключенной в Вене 11 апреля 1980 г.;

  • Конвенцией об исковой давности в международной купле-продаже товаров, заключенной в Нью-Йорке 14 июня 1974 г.;

  • Соглашением об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников Содружества Независимых Государств от 20 марта 1992 г.;

  • Гражданским кодексом Республики Беларусь;

  • Положением о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444;

  • Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1290.

В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь (статья 402) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным ­условиям договора.

При этом к существенным условиям договора относят:

  • условия о предмете договора;

  • условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для договоров данного вида;

  • а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Действительно, есть отдельные нормативные акты, устанавливающие требования к договорам поставки.

Например, перечень существенных и рекомендуемых условий договора поставки расширен и конкретизирован в упомянутых Положении о поставках товаров в Республике Беларусь, утвержденном постановлением Кабинета Министров от 8 июля 1996 г. № 444, Соглашении об общих условиях поставок товаров между организациями государств СНГ. Аналогичная детализация содержится и в иных общих условиях поставки, зачастую рекомендуемых в различных публикациях и комментариях по составлению договоров купли­-продажи.

Анализ нормативных правовых актов показывает, что в большинстве случаев в рамках конкретного договора приоритет детализации существенных условий отдается решению сторон.

Именно стороны должны определить все вопросы по поставке товара, чтобы исключить любую вероятность возникновения споров и нарушения своих экономических интересов.

Практика проведенных экспертиз количества, качества, комплектности, участия в качестве специалиста и эксперта в судах, анализ судебной практики разрешения споров показывают, что в договоре требуется детализировать требования:

  • к количеству, качеству и комплектности товара;

  • наличию в поставке технической документации (ее составу, языку, на котором она представлена);

  • характеру тары, упаковки (первичная, вторичная (возвратная, невозвратная);

  • контрольному обеспечению сохранности товара;

  • маркировке и наличию манипуляционных знаков;

  • размещению, креплению товарных мест в транспортном средстве;

  • условиям транспортировки (температурный режим, ограничение вибрационных нагрузок и другое) и наличию оборудования контроля за соблюдением условий транспортировки.

И, конечно же, требования к порядку приемки и методам проверки количества, качества комплектности товара.

При этом даже при указании требований к количеству товара необходимо учитывать его особенности.

Простейший пример: указание в договоре веса поставляемого хлопкового волокна без детализации методов контроля веса и влажности при его приемке не позволяет однозначно говорить, выполнен договор без нарушений или нет.

Другой пример, непосредственно из практики рассмотрения споров: покупатель сортового металлопроката указал в договоре вес товара, основываясь на расчете (исходя из геометрии профиля проката и плотности материала) и предполагал получить металлопрокат конкретной длины. Поставщик же поставил товар по фактическому весу в четком соответствии с договором. За счет отклонений, допустимых согласно техническим нормативным правовым актам для данной продукции, при фактическом соответствии веса покупатель посчитал, что он недополучил товар в должном объеме.

Еще более сложными и важными в договоре являются формулировки требований в отношении комплектности и качества поставляемого товара.

Например, согласно законодательству требования к качеству товара не являются существенным условием договора. В случае невключения в договор условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется, а если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями (пункт 2 статьи 439 ГК).

Вместе с тем во избежание конфликтов указание требований к комплектности и качеству должны быть конкретными, а не абстрактными. Нельзя ограничиваться фразой «качество товара должно соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к данному виду товара» – таких требований просто может не существовать.

Аналогично обстоит дело и в отношении детализации требований по комплектности. Фраза «комплектность товара должна соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к комплектности товара в государстве покупателя товара» – это нонсенс, так как комплектность поставляемого товара может существенно отличаться в зависимости от конкретной поставки.

Как видим, защита своих экономических интересов предприя­тием начинается еще на этапе составления проекта договора поставки.

Не будем останавливаться на важности указания требований к наличию и составу технической документации, упаковке, маркировке, условиям транспортировки и контрольному обеспечению. Наличие и детализация таких требований – это составная часть гарантии получения груза в полном объеме, в целости и сохранности.

Примером хорошей устоявшейся деловой практики могут служить услуги, оказываемые торгово-­промышленными палатами государств Евразийского экономического союза, СНГ, Прибалтики, Евросоюза по консультированию предприятий на этапе подготовки проектов договоров и международных контрактов и включение пункта, регламентирующего среди прочего порядок приемки поставляемого товара с участием представителя торгово-­промышленной палаты.

В завершение остановимся на таком существенном условии договора, как порядок приемки товара по количеству, качеству, комплектности.

При указании порядка приемки необходимо конкретизировать контролируемые параметры (количество штучного товара, вес, длина, погонная длина, объем), условия (например, температура, давление, влажность) и методы контроля (сплошной и выборочный контроль, правила и условия отбора проб для выборочного контроля, методы инструментального или органолептического контроля и другое).

Наиболее важным является указание, кем будет осуществляться проверка в момент приемки: в одностороннем порядке, при обязательном участии представителей продавца, с привлечением эксперта торгово-­промышленной палаты.

Все это непосредственно влияет на доказательность претензии при выявлении недостачи товара или поставки товара несоответствующего качества и комплектности.

В равной степени все сказанное касается и поставщиков продукции, заинтересованных в исключении необоснованных претензий по количеству, комплектности и качеству товаров, поставляемых как внутри Республики Беларусь и в пределах ЕАЭС, так и далеко за рубеж.

Наличие в Беларуси разветвленной сети унитарных предприятий Белорусской торгово-промышленной палаты, их филиалов и представительств, обеспечивающей шаговую доступность услуг для субъектов хозяйствования, позволяет однозначно утверждать, что затраты на проведение экспертизы с участием представителя БелТПП обходятся дешевле, чем командирование для участия в приемке товара представителя поставщика, тем более при поставках из-за рубежа.

В связи с этим хочется отметить, что вопросы обеспечения экономической защиты предприятия и минимизации возможных рисков надлежащего исполнения условий сделки могут быть решены предприятием на этапе заключения договора – включением в него пункта о приемке продукции с участием экспертов унитарных предприятий БелТПП. Это позволит избежать длительных и неприятных споров с партнерами по бизнесу.