1. Настоящее Положение определяет цели, порядок и условия проведения конкурса Белорусской торгово-промышленной палатой «Лучшая выпускная работа» (далее - Конкурс).
Под выпускной работой понимается дипломная работа и магистерская диссертация.
2. Конкурс проводится для студентов последнего курса и магистрантов учреждений высшего образования Республики Беларусь (далее – конкурсанты) по темам, соответствующим номинациям конкурса. Темы для выпускных работ, приведенные в приложении 1,
являются примерными, не исчерпывающими и могут быть скорректированы.
3. Целями Конкурса являются повышение уровня профессиональной подготовки конкурсантов в области внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, поддержка и вовлечение их в данные сферы.
4. Номинации Конкурса:
лучшая конкурсная работа в области правового обеспечения внешнеэкономической деятельности;
лучшая конкурсная работа в области международного сотрудничества и выставочной деятельности;
лучшая конкурсная работа в области маркетинга;
лучшая конкурсная работа в области экономики;
лучшая конкурсная работа в области журналистики;
лучшая конкурсная работа в области сертификации, экспертизы и оценки.
5. Организатором Конкурса является БелТПП, соорганизаторами – учреждения высшего образования Республики Беларусь с их согласия, указанные в приложении 2.
6. Этапы Конкурса:
отборочный – включает объявление о проведении Конкурса, подачу соорганизаторами информационных карт конкурсантов по форме согласно приложению 3 и конкурсных работ, определение соответствия поданных документов условиям проведения Конкурса, прохождение практики
в БелТПП при необходимости, ее организациях, их представительствах и филиалах;
финальный – включает оценку конкурсных работ, подведение итогов и награждение победителей.
7. Отбор претендентов, оценка конкурсных работ и определение победителей в каждой номинации Конкурса осуществляются конкурсной комиссией (далее – комиссия).
Состав комиссии утверждается приказом БелТПП и формируется из работников БелТПП, ее организаций, а также представителей соорганизаторов и (или) иных лиц с их согласия.
8. БелТПП объявляет о проведении Конкурса не позднее декабря 2025 года. Информация о Конкурсе размещается на официальных сайтах БелТПП и соорганизаторов, а также путем информирования в доступных для конкурсантов местах (кафедры, информационные стенды и др.).
9. Соорганизаторы предоставляют БелТПП сопроводительным письмом:
до 1 марта 2026 года – информационные карты конкурсантов;
до 30 июля 2026 года – текст конкурсной работы (в том числе на электронную почту по адресу: member@cci.by), копию отзыва научного руководителя конкурсной работы.
10. Конкурсные работы и документы к ним рассматриваются на заседании комиссии, в ходе которого определяется победитель в каждой номинации.
11. Члены комиссии оценивают конкурсные работы и оформляют заключения по форме согласно приложению 4.
12. Победителем в каждой номинации становится конкурсант, набравший наибольшее количество баллов. При равенстве баллов окончательное решение о победителе принимает председатель комиссии. Решение комиссии оформляется протоколом.
13. Комиссия вправе не определять победителя в номинации в случае наличия в ней менее двух конкурсантов.
14. Подведение итогов Конкурса осуществляется до 31 августа 2026 года.
15. Победители награждаются денежными премиями и дипломами. Размеры денежных премий и порядок их выплаты утверждаются приказом БелТПП. Награждение проводится в торжественной обстановке.
Конкурсные работы победителей могут быть опубликованы в изданиях и иных информационных ресурсах БелТПП.
16. Участие в Конкурсе конкурсантов является бесплатным. Расходы, связанные с проведением Конкурса, финансируются из средств БелТПП, а также иных источников, не запрещенных законодательством.
Приложение 1
к Положению о конкурсе «Лучшая выпускная работа»
Темы дипломных работ и магистерских диссертаций
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЭД
1. Особенности правового статуса Белорусской торгово-промышленной палаты в сравнении с торгово-промышленными палатами стран Евразийского экономического союза и иных государств.
2. Обстоятельств непреодолимой силы как средство правовой защиты при исполнении хозяйственных договоров.
3. Правовой статус санкционных ограничений через призму международного права и национального законодательства. Санкционный комплаенс в целях снижения рисков.
4. Особенности правового регулирования международного договора купли-продажи.
5. Международное арбитражное (третейское) рассмотрение споров как эффективный способ защиты интересов белорусских субъектов (на примере Международного арбитражного суда при БелТПП).
6. Функции торгово-промышленной палаты в сфере правового обеспечения внешнеэкономической деятельности: направления развития на основе международного опыта.
7. Роль Белорусской торгово-промышленной палаты в продвижении экспортной продукции на зарубежные рынки через механизм международной регистрации товарных знаков в рамках Мадридской системы.
8. Особенности использования товарных знаков на территории ЕАЭС. Региональное и национальное исчерпание прав. Евразийский патент.
9. Проверка товаров по количеству и качеству как существенные условия внешнеторгового договора.
10. Использование Карнета АТА на пространстве Евразийского экономического союза и в странах Азии.
11. Торгово-экономическое сотрудничество Китайской Народной Республики со странами ЕАЭС в рамках решения проблемы продовольственной безопасности.
МАРКЕТИНГ
1. Маркетинговые исследования как инструмент поддержки национальных экспортеров. Международные подходы и направления их совершенствования.
2. Повышение эффективности маркетинговой деятельности организаций-членов Белорусской торгово-промышленной палаты. SWOT-анализ информационно-маркетинговых услуг Белорусской торгово-промышленной палаты в сравнении с ключевыми игроками рынка маркетинговых услуг.
3. Маркетинговая стратегия продвижения Белорусской торгово-промышленной палаты как крупнейшей ассоциации бизнеса.
4. Особенности презентации экспортных возможностей белорусских предприятий на внешних рынках.
5. Роль Белорусской торгово-промышленной палаты в торговле на крупнейших маркетплейсах. Верификация товаров белорусского производства для маркетплейсов.
6. Стратегическое планирование международного маркетинга белорусских организаций.
7. Продвижение продукции строительных материалов на рынок Турецкой Республики: возможности и перспективы.
8. Особенности использования инструментов digital-маркетинга Белорусской торгово-промышленной палатой.
9. Экологический маркетинг как концепция развития белорусских предприятий. Современные подходы и направления их применения в ВЭД.
10. Маркетинговое обеспечение экологической безопасности государства.
ЭКОНОМИКА
1. Членство в Белорусской торгово-промышленной палате: преимущества в рамках хозяйственной деятельности, перспективы развития на основании международного опыта и потребностей национальной экономики.
2. Белорусская торгово-промышленная палата как нефинансовый институт поддержки национального экспорта. Современные тенденции в развитии.
3. Развитие промышленного предприятия в контексте ESG.
4. Стратегические направления диверсификации экспорта белорусских организаций в условиях импортозамещения.
5. Поддержка экспортной деятельности МСП через Белорусскую торгово-промышленную палату.
6. Анализ влияния международных санкций на внешнеэкономическую активность предприятий Беларуси.
7. Электронная международная торговля как фактор повышения конкурентоспособности белорусских предприятий.
8. Использование инструментов нетарифного регулирования в международной торговле: возможности для белорусских экспортеров.
9. Логистические решения для повышения эффективности цепей поставок в международной торговле: опыт белорусских предприятий.
ЖУРНАЛИСТИКА
1. Медийное представление Белорусской торгово-промышленной палаты в белорусских и международных средствах массовой информации.
2. Потребности бизнеса в информационных изданиях БелТПП в эпоху цифрового развития.
3. СМИ как инструмент продвижения национального экспорта.
4. Роль журналистики в формировании имиджа отечественного бизнеса на международной арене.
5. Влияние медиа на формирование общественного мнения о международных экономических санкциях.
6. Использование цифровых медиа для продвижения белорусских товаров на зарубежных рынках.
7. Формирование устойчивого имиджа белорусских компаний через корпоративные медиа.
8. Освещение проблем экспортно-импортной деятельности Беларуси в журналистских материалах: анализ ситуации и ее отражение.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
1. Торгово-промышленная палата как инструмент развития международного сотрудничества с иностранными партнерами. Деловые советы, представители за рубежом, партнерские организации и их роль в развитии внешних связей.
2. Особенности выстраивания бизнес-коммуникаций с иностранными государствами.
3. Преимущества членства Республики Беларусь в Шанхайской организации сотрудничества для национального бизнеса.
4. Преимущества членства Республики Беларусь в БРИКС для национального бизнеса.
5. Преимущества членства Республики Беларусь в Евразийском экономическом союзе для национального бизнеса.
6. Международное деловое письмо как инструмент выстраивания надежных коммуникаций с зарубежными партнерами.
7. Евразийский экономический союз: перспективы и приоритеты развития в эпоху цифровизации.
8. Белорусская торгово-промышленная палата как внешнеполитический инструмент для выстраивания бизнес-связей в современных условиях.
9. Современные инструменты поиска зарубежных партнеров в странах Азии и Африки.
10. Проверка благонадежности иностранных партнеров: инструменты, практика, порядок действий.
11. Координация выставочной деятельности белорусских организаций за рубежом: направления совершенствования, подходы к выбору выставок.
12. Эффективность участия белорусских организаций в международных выставках: критерии определения.
СЕРТИФИКАЦИЯ. ЭКСПЕРТИЗА. ОЦЕНКА:
1. Подтверждения страны происхождения товара для целей получения тарифных преференций в стране ввоза: снижение или полное освобождение от таможенных пошлин.
2. Сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства как документ, позволяющий реализовать право производителя на получение налоговых льгот и иных преимуществ.
3. Экспертиза количества, качества, комплектности сырья, материалов, товаров, оборудования как инструмент защиты экономических интересов белорусского предприятия.
4. Практика приемки товаров по количеству и качеству при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия.
5. Анализ рынка услуг по оценке стоимости объектов гражданских прав (отдельно по видам объектов и отдельно по регионам Республики Беларусь).
6. Цифровизация и автоматизация процессов оценки всех видов имущества (по видам объектов оценки).
7. Рынок оценочной деятельности в Республике Беларусь. Пути совершенствования управления отраслью.
8. Евразийский реестр промышленных товаров как инструмент доступа к закупкам в рамках Евразийского экономического союза: практические аспекты реализации.
9. Критерии отнесения к собственному производству: барьер или стимул развития производства с высокой добавленной стоимостью.
Приложение 2
к Положению о конкурсе «Лучшая выпускная работа»
Перечень учреждений высшего образования Республики Беларусь –соорганизаторов конкурса*
1. Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
2. Белорусский национальный технический университет.
3. УО «Белорусский государственный технологический университет».
4. Белорусский государственный университет.
5. УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники».
6. УО «Белорусский государственный экономический университет».
7. УО Федерации профсоюзов Беларуси «Международный университет «МИТСО».
8. УО «Белорусский государственный университет иностранных языков».
9. УО «Брестский государственный технический университет».
10. УО «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина».
11. УО «Барановичский государственный университет».
12. УО «Полесский государственный университет».
13. УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова».
14. УО «Полоцкий государственный университет имени Евфросинии Полоцкой».
15. УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины».
16. УО «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации».
17. УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы».
18. УО «Белорусская государственная орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия».
19. МОУВО «Белорусско-Российский университет».
20. УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова».
*В случае их согласия.
Приложение 3
к Положению о конкурсе «Лучшая выпускная работа»
ФОРМА
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
участника конкурса «Лучшая выпускная работа»
Фамилия ______________________________________________________
Собственное имя _______________________________________________
Отчество (если таковое имеется) __________________________________
Номинация ____________________________________________________
Название конкурсной работы ______________________________________
Наименование учреждения высшего образования _____________________
Наименование факультета, курс ___________________________________
Наименование кафедры __________________________________________
Наименование специальности _____________________________________
Научный руководитель ___________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется)
________________________________________________________________
(должность служащего, звание)
Контактные данные участника конкурса (телефоны, адрес электронной почты) _________________________________________________________
Я,______________________________________________________________
(фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется))
________________________________________________________________
(дата рождения, идентификационный номер (при отсутствии – номер документа, удостоверяющего личность))
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных» даю согласие Белорусской торгово-промышленной палате, 220029, г. Минск, ул. Коммунистическая, 11 на обработку моих персональных данных с целью участия в конкурсе «Лучшая выпускная работа» и даю согласие БелТПП на использование всех материалов, предоставленных на конкурс «Лучшая выпускная работа»,
в любой форме и любым способом в соответствии со статьей 983 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
__.__.20__ _______________ ________________
(Подпись) (ФИО конкурсанта)
Приложение 4
к Положению о конкурсе «Лучшая выпускная работа»
ФОРМА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам оценки конкурсной работы
Номинация _____________________________________________________
Название конкурсной работы ______________________________________
ФИО конкурсанта ________________________________________________
|
Критерии оценки конкурсной работы
|
Баллы |
Максимальное количество баллов |
|
Соответствие содержания темы |
|
5 |
|
Новизна |
|
5 |
|
Оригинальность |
|
10 |
|
Полнота и логическая последовательность |
|
5 |
|
Теоретическая значимость |
|
5 |
|
Практическая значимость |
|
10 |
|
Итого |
|
40 |
Общая характеристика конкурсной работы___________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Член конкурсной комиссии ____________ _______________
(подпись) (ФИО)
____ __________ 20__ г.