Рубрики бюллетеня "Меркурый"

№ 4, 2022
Автор:

Должность: Начальник юридического управления БелТПП

Виталий Владимирович, в последние годы на юристах лежит очень большая ответственность и важная задача – помощь предприятиям в решении тех проблем, которые вызваны новыми вызовами: пандемией и ее ограничениями, санкционным давлением. Какие классические услуги по поддержке бизнеса оказались особенно необходимы в этих условиях? Какие внедрены новые?

Юридическое консультирование и правовая поддержка внешнеэкономической деятельности, проведение маркетинговых исследований, анализ рынков, поиск партнеров и проверка их надежности, помощь бизнесу в устранении препятствий для ведения торговли давно стали магистральным направлением работы БелТПП.

В то же время в условиях пандемии, а затем и санкционного давления предприятиям пришлось столкнуться с рядом совершенно новых вызовов и сложностей, которые в том числе повлияли на исполнение контрактных обязательств с зарубежными партнерами. Именно поэтому юридические услуги БелТПП оказались как никогда актуальны и востребованы.

В частности, о степени влияния изменившихся условий на обязательства предприятий свидетельствует статистика обращений в БелТПП за свидетельствованием обстоятельств непреодолимой силы, или форс-мажором. Если с 2017-го по 2019 год в БелТПП поступило всего 74 обращения за данной услугой, то во время пандемии в 2020 и 2021 годах мы стали получать около 100 обращений в год, а за десять месяцев 2022 года – уже 315.

Отмечу, что Белорусская торгово-промышленная палата рассматривает форс-мажор исключительно в соответствии с требованиями законодательства и применимого к договорам права, а не основываясь на собственных субъективных критериях. При этом практика показывает, что свидетельства были выданы практически в половине случаев обращения. А отказов как таковых, т.е. когда мы четко отвечаем, что форс-мажор отсутствует, незначительное количество.

Если говорить о новых направлениях нашей работы, в современных условиях мы расширили возможности информационной поддержки бизнеса. На сайте БелТПП созданы информационные платформы «Голос бизнеса» и «proБизнес в условиях санкций», которые стали востребованными и популярными в бизнес-сообществе инструментами информационной и консультационной помощи.

Платформа «Голос бизнеса» способствует организации конструктивного диалога органов управления с предпринимательским сообществом в целях создания условий для развития белорусского экспорта и поддержки деловой активности.

Через созданный нами канал обратной связи члены БелТПП в онлайн-режиме могут высказать свое мнение по важным для бизнеса вопросам, внести предложения о совершенствовании законодательства, обратиться за помощью для устранения препятствий при экспорте/импорте. Все обращения анализируются и систематизируются для их дальнейшего обсуждения с органами госуправления.

Для информирования членов БелТПП о планируемых изменениях законодательства и в целях организации участия бизнеса в общественном обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Беларусь и Евразийского экономического союза в июне 2021 года на платформе создан раздел «Оценка регулирующего воздействия». За период его функционирования здесь были размещены более 100 проектов НПА, количество посещений раздела составило более 10 тысяч. За период реализации проекта значительно возросло количество предложений белорусских предприятий, поступающих в процессе публичного обсуждения проектов НПА. Это отметили и в Евразийской экономической комиссии.

В 2022 году на «Голосе бизнеса» значительно увеличилось количество обращений от предприятий по вопросам осуществления деятельности в условиях санкций. Это послужило поводом для запуска в апреле 2022 г. на главной странице сайта БелТПП новой информационной платформы – «proБизнес в условиях санкций».

16 информационных разделов предоставляют возможность: ознакомиться с информацией о введенных санкциях в отношении Республики Беларусь; проконсультироваться по вопросам форс-мажора и исполнения внешнеторговых контрактов; получить помощь по получению сертификата о происхождении товара в целях постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 сентября 2022 г. № 630 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров».

Здесь также можно получить содействие в поиске деловых партнеров за рубежом, доступ к услугам БелТПП по проведению маркетинговых исследований и защите интеллектуальной собственности, а также найти информацию о планируемых мероприятиях с участием зарубежного бизнеса, выставках и ярмарках, а также ответы на многие другие вопросы.


Говоря о форс-мажоре, вы упомянули, что свидетельства выдаются очень объективно. И отказы все же есть. Какие рекомендации Вы могли бы дать белорусским предприятиям по использованию данного инструмента для защиты своих прав?

Форс-мажор при исполнении договоров – это юридический институт, а не формулировка, используемая «в быту». Поэтому если наши предприятия заключают контракты уже после принятия санкций (а такая практика не редкость), то мы эти санкции уже не можем признать форс-мажором.

Кроме того, зачастую заявители не предоставляют полный комплект документов, необходимых для полноценного анализа проблемы. Даже те документы, которые подтверждают наличие самих обязательств и факт их неисполнения. Иначе как можно говорить о нарушении обязательств, если мы даже не знаем об их существовании?

А это очень серьезные вопросы, не разобравшись в которых, можно нанести серьезный вред интересам предприятий.

Приведу, на мой взгляд, образцовый пример.

Нам поступило обращение крупного белорусского предприятия с просьбой засвидетельствовать у него форс-мажор. Иностранный партнер предъявил претензии, так как наш завод «якобы» не поставил товар в рамках многомиллионного контракта. Товар «завис» в порту в Украине.

Проанализировав все документы, мы увидели, что как только белорусский завод заявит о форс-мажоре, то в соответствии с контрактом иностранный покупатель сможет в течение 30 дней в одностороннем порядке отказаться от договора, потребовать возврата предоплаты и возмещения убытков. То есть даже если у белорусского завода возникли обстоятельства непреодолимой силы, то ему в данной ситуации было не выгодно заявлять о форс-мажоре, так как это не освобождает от исполнения обязательств как таковых, только от ответственности.

Но самое главное выяснилось в результате анализа положений контракта. Оказалось, что белорусский завод в принципе не являлся нарушителем, потому что иностранный покупатель должен был номинировать судно, т.е. указать, на какое судно необходимо загрузить товар. Иностранный партнер этого не сделал, соответственно, это он должен доказывать свою невиновность, ссылаться на форс-мажор, возмещать убытки белорусскому заводу и т.п.

И это не единичный пример. С такими ситуациями мы сталкиваемся постоянно.

Именно поэтому невозможно выдать заключение о форс-мажоре без анализа конкретных договоров. Для защиты интересов предприятия мы изучаем каждую конкретную ситуацию.

Исходя из накопленного опыта, например, могу отметить такие нюансы:

заявители заключают договоры после введения санкций (т.е., зная о санкциях, принимают на себя заведомо неисполнимые обязательства, из-за чего лишаются права ссылаться на них как на форс-мажор);

форс-мажорные оговорки содержат исчерпывающий, закрытый или не подлежащий расширительному толкованию перечень обстоятельств непреодолимой силы, в котором не указываются санкции;

форс-мажор возникает уже после того, как заявители должны были исполнить свои обязательства, т.е. заявители считаются просрочившими должниками и не могут ссылаться на форс-мажор;

заявители обращаются за свидетельствованием форс-мажора с целью освобождения от исполнения обязательств (в то время как форс-мажор – это правовой институт, применяемый с целью освобождения от гражданско-правовой ответственности).

Это только некоторые примеры. Их значительно больше в зависимости от специфики договорных обязательств.

Мы понимаем, что в новых условиях не все оказались готовы к правильному применению законодательства о форс-мажоре, что для наших предприятий и сейчас этот вопрос очень непростой.

Поэтому Палата активно проводит информационную и разъяснительную работу о форс-мажорах, в том числе с выездом в регионы.

Кроме того, в целях оказания методической поддержки белорусским экспортерам мы разработали Положение о свидетельствовании БелТПП обстоятельств непреодолимой силы, которое в сентябре текущего года утвердил Президиум БелТПП.

Мы уверены, что данный документ поможет юристам предприятий обеспечить правильную подготовку обращений в БелТПП, а также станет «шпаргалкой» для корректной и объективной оценки обстоятельств, повлиявших на исполнение обязательств.

Вместе с тем, если говорить о форс-мажоре, то даже наше заключение – это не догма, в суде оно может быть не принято во внимание либо оспорено.

К сожалению, очень часто споры должны рассматриваться в Стокгольме, Брюсселе, Париже, Лондоне и в других юрисдикциях. И это важная проблема, находящаяся в нашем поле зрения. Мы часто слышим, что при заключении договора все надеялись, что проблем не будет, поэтому соглашались на «чужие» суды. Но еще бÓльшие проблемы могут возникнуть с исполнением решений на территории «недружественных» стран.

Поэтому мы рекомендуем нашим предприятиям настаивать на рассмотрении споров в белорусских судах, в частности в Международном арбитражном суде при БелТПП. Наш суд авторитетен, его решения признаются в абсолютном большинстве стран мира, а его арбитражный сбор – один из самых низких по сравнению со ставками иных международных арбитражных судов в Европе.


Карнет АТА – международный паспорт для временного перемещения товаров. Как развивалась данная услуга в последнее время? Есть ли (ожидаются ли) какие-либо изменения для держателей карнетов АТА?

Ограничительные меры в связи с пандемией привели к массовой отмене выставочно-ярмарочных мероприятий, что привело к снижению количества карнетов АТА, выдаваемых БелТПП в целях осуществления беспошлинного временного вывоза коммерческих образцов, профессионального оборудования и иных товаров с использованием процедуры упрощенного таможенного оформления.

Если в 2019 году белорусским предприятиям было выдано 254 карнета АТА, то в последующие годы мы наблюдаем снижение их количества практически в 2,5 раза.

При этом за последние три года возросло количество претензий от таможенных органов в связи с несвоевременным возвратом имущества, вывезенного по карнетам АТА. Это связано с закрытием границ и ограничениями со стороны недружественных стран. С 2019 года получено 68 таких претензий, что на 36 процентов больше предыдущего трехлетнего периода. Как гарантирующая ассоциация, БелТПП разбирается с каждым таким случаем, все претензии урегулированы без возмещения нашими предприятиями таможенных платежей.

При этом даже в условиях снижения активности мы совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь проработали вопрос о расширении перечня случаев использования карнетов АТА.

Например, мы предложили распространить их действие на сельскохозяйственных животных и оборудование для рекламы в туристической отрасли, а также предоставить БелТПП право выдавать карнеты АТА в целях временного вывоза товаров по всем приложениям к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., в том числе по приложениям, к которым Республика Беларусь еще не присоединилась.

Наши предложения поддержаны. 25 июля 2022 г. вступило в силу постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 июня 2022 г. № 55 «Об утверждении инструкции о порядке применения международных договоров Республики Беларусь», в соответствии с которым карнет АТА может использоваться в качестве декларации на товары при помещении товаров, указанных в приложениях В.1–В.9, D, Е к Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г., под таможенную процедуру временного вывоза и реимпорта.

Кроме того, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 20 октября 2022 г. № 373 «О присоединении Республики Беларусь к приложениям к международному договору» принято решение о присоединении Республики Беларусь к приложениям В.6, В.7 и D Конвенции о временном ввозе.

В этой связи появится возможность использования карнетов АТА не только белорусскими резидентами в качестве таможенной декларации при временном вывозе и реимпорте товаров, указанных в приложениях В.6 «Личные вещи путешественников и грузы, ввезенные в спортивных целях», В.7 «Оборудование для рекламы в области туризма», D «Животные» к Конвенции, но и нерезидентами – для их временного ввоза на территорию Беларуси (без уплаты таможенных пошлин, налогов) в целях, предусмотренных Конвенцией, и реэкспорта.


Маркетинговая поддержка предприятий – еще одна компетенция юридического управления БелТПП. Чем можете похвастаться в развитии этого направления деятельности? Над чем сотрудники работают в данный момент?

Проведение страновых маркетинговых исследований – важный инструмент прикладной помощи белорусским экспортерам.

Например, с 2019 года нами подготовлены справочники по девяти странам (Китай, Аргентина, Вьетнам, Сингапур, Грузия, Узбекистан, Монголия, Нигерия, Зимбабве), где дана оценка экспортному потенциалу белорусской продукции применительно к потребностям каждой страны, выполнен анализ динамики импорта по перспективным товарным позициям белорусского экспорта, подготовлен перечень отраслевых объединений и импортеров отдельных категорий продукции.

Принимая во внимание глобальные геополитические изменения и переориентацию белорусского экспорта из Европы в Азию, в ближайшей перспективе мы сконцентрируем усилия на проведении маркетинговых исследований по странам «дальней дуги».

Еще один не менее актуальный вопрос – это выход на международные электронные площадки. В связи с этим в прошлом году БелТПП запустила проект «Экспорт online», в ходе которого эксперты презентуют белорусским предприятиям – членам БелТПП возможности и преимущества работы на крупнейших электронных платформах. Мы уже охватили 15 зарубежных торговых площадок, в том числе Alibaba.com, Europages, OZON, WILDBERRIES, Рос­элторг и другие.

В ближайшее время мы планируем на базе Комитета БелТПП по развитию экспорта организовать круглый стол, по итогам которого планируется выработать консолидированные предложения бизнеса о мерах по развитию экспортной электронной торговли.


В последние годы значительно активизировалось взаимодействие БелТПП с Евразийской экономической комиссией. Как развивается сотрудничество? Какие прикладные результаты оно приносит?

Исходя из проблематики, актуальной для членов БелТПП, сформировалась устойчивая практика взаимодействия БелТПП с Евразийской экономической комиссией по вовлечению представителей бизнеса в обсуждение на площадке ЕЭК проблемных вопросов, в том числе в целях устранения препятствий во взаимной торговле.

Следует отметить, что БелТПП не выполняет функцию почтальона. Все предложения бизнеса мы анализируем и систематизируем, предварительно обсуждаем с ЕЭК, Министерством экономики и другими органами госуправления, инициируем их внесение в повестку работы ЕЭК и совместно с предприятиями участвуем в решении проблемных вопросов.

Такой диалог организован в рамках регулярно проводимых встреч руководства ЕЭК с предпринимательским сообществом Беларуси, в том числе на площадке профильного комитета БелТПП по взаимодействию с Евразийской экономической комиссией, а также в формате участия БелТПП в работе консультативных органов ЕЭК.

Так, 21 июня 2021 г. в Бресте организована встреча Председателя Коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича и членов Коллегии (министров) ЕЭК с белорусским бизнесом. По итогам встречи внесены в протокол 12 поручений. В настоящее время восемь из них выполнены, четыре находятся в стадии реализации.

Регулярной практикой также становится проведение в БелТПП встреч с членами Коллегии (министрами) ЕЭК. Состоялись встречи с Министром по торговле Андреем Слепневым (сентябрь 2021 г.), Министром по внутренним рынкам и информатизации Варосом Симоняном (март 2022 г.). Представители БелТПП включены в состав семи консультативных органов ЕЭК и активно участвуют в совещаниях на площадке ЕЭК, что позволяет оперативно следить за ходом решения в ЕЭК вопросов, актуальных для членов БелТПП, и информировать бизнес-сообщество. Палата также принимает активное участие в работе Экспертной группы по вопросам устранения барьеров, изъятий и ограничений в рамках функционирования внутреннего рынка ЕАЭС, созданной при Департаменте функционирования внутренних рынков ЕЭК.

Такое интенсивное сотрудничество с Евразийской экономической комиссией позволяет оперативно решать конкретные проблемы, с которыми сталкиваются белорусские предприятия.

Успешный опыт взаимодействия с ЕЭК по решению конкретных проблем белорусских предприятий подтверждается на примере ОАО «МАЗ», СЗАО «Белтелекабель», СООО «СТиМ Брест» (их продукция включена в Евразийский реестр промышленных товаров государств – членов ЕАЭС), ОАО «Амкодор» (решен вопрос о допуске к госзакупке в России, предприятие выиграло тендер), ОАО «Могилевлифтмаш» (решен вопрос регистрации в Единой информационной системе закупок в России).

Продолжение работы по выявлению актуальных для белорусского бизнеса проблемных вопросов на пространстве ЕАЭС и их внесение в повестку работы ЕЭК для нас является одной из важнейших стратегических задач. Нами уже формируется перечень проблемных вопросов, среди которых введение утилизационного сбора на импортную специальную технику, необходимость гармонизации законодательства о субсидировании продукции машиностроения, взаимное признание электронной цифровой подписи, подтверждение уплаты НДС и другие.

В целях продвижения интересов белорусского бизнеса на пространстве ЕАЭС и на рынках третьих стран в настоящее время мы совместно с Министерством экономики прорабатываем возможность расширения участия членов БелТПП в работе консультативных органов ЕЭК, а также ведем работу по организации регулярного информирования белорусских предпринимателей о проводимых в ЕЭК переговорах с международными и зарубежными организациями по вопросам, влияющим на условия ведения бизнеса.


Наконец, перейдем к самому высокотехнологичному направлению работы управления – информатизации услуг Палаты. Четвертый приоритет Стратегического плана БелТПП 2023 – «Цифровая палата». Насколько в данный момент реализованы основные задачи этого приоритета? Какой будет эта самая цифровая палата? Какие новые электронные возможности получат члены БелТПП в 2023 году?

Мир ускоряется, с появлением новых цифровых инструментов бизнес стремится оптимизировать материальные и трудовые затраты. Поэтому для БелТПП одной из наиболее важных задач становится использование современных информационных систем для оптимизации процесса взаимодействия при оказании услуг предприятиям.

В апреле 2021 года введен в эксплуатацию новый сайт БелТПП, комплексно предоставляющий сведения обо всех направлениях деятельности БелТПП. Реализованные решения по широкому информационному наполнению сайта позволили увеличить его посещаемость на 52 процента.

В рамках проводимой в БелТПП комплексной цифровизации выполняются работы по созданию на сайте БелТПП личного кабинета пользователя с возможностью получения услуг Палаты в электронном виде. Электронная БелТПП будет формироваться путем перевода всех услуг в электронный формат и интеграции общих информационных баз БелТПП: базы сертификатов, базы мероприятий, базы переводов и т.д. Планируется также подключение к общегосударственным информационным ресурсам для обеспечения контролируемого доступа к базе сертификатов, выданных БелТПП.

Любой желающий получит возможность стать членом БелТПП и управлять своим членством в электронном формате посредством личного кабинета через сайт. Через личный кабинет можно будет заказать услугу, заключить договор, получить результат, здесь будет предоставлена возможность обмениваться сообщениями, дополнительными документами, а также отслеживать полную историю своего взаимодействия с БелТПП, вплоть до размера предоставляемых предприятию скидок.

Цифровые технологии мы также будем внедрять при проведении контактно-­кооперационных бирж и виртуальных выставок.

Таким образом, Белорусская торгово­-промышленная палата станет еще более удобным для бизнеса институтом, а поддержка предприятий станет еще более оперативной и качественной.