Карнет АТА в условиях санкционных ограничений

№ 2, 2023
Автор:

Должность: юрисконсульт департамента правового обеспечения и цифровых технологий БелТПП

КАРНЕТ АТА – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ДОКУМЕНТ, РАЗРЕШАЮЩИЙ БЕСПОШЛИННЫЙ ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ ТОВАРОВ НА СРОК ДО ОДНОГО ГОДА И СЛУЖАЩИЙ ГАРАНТИЕЙ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И СБОРОВ.

Возможность помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (транзита) с использованием карнетов АТА обеспечена примерно в 80 странах и таможенных территориях мира. В Беларуси уже почти двадцать лет в роли гарантирующей и выдающей ассоциации выступает Белорусская торгово-промышленная палата и ее областные унитарные предприятия.

В последнее время порядок функционирования и вектор развития международной системы карнет АТА во многом определяет действие секторальных и персональных санкций и их непосредственное влияние на внешнеэкономические отношения.

Так, с начала 2022 года меры ограничительного характера были введены в 45 из 80 стран – участниц Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 г. (далее – Конвенция). Для белорусской системы карнет АТА это создало ощутимые трудности: ведь, например, в период с 2018 по 2022 год документы выдавались в 49 стран мира, 32 из которых, а это более 65 процентов, ввели ограничительные меры в отношении нашей страны.

Кроме того, в настоящее время по инициативе сопредельной стороны не функционируют четыре из шести пунктов пропуска на границе с Польшей, все 12 – на границе с Украиной, что усложнило порядок вывоза и возврата товаров.

Выдающие и гарантирующие ассоциации ряда стран уведомили о временном прекращении выдачи карнетов АТА для помещения товаров под процедуру временного ввоза (транзита) на территории Беларуси и России. В их числе Ассоциация торгово-промышленных палат Германии, Лондонская торгово-промышленная палата, Итальянский союз торгово-промышленных, ремесленных и сельскохозяйственных палат.

Тем не менее карнет АТА все еще остается удобным инструментом для белорусских субъектов хозяйствования в рамках развития международной торговли и сотрудничества. Использование данного документа избавляет от бюрократических проволочек, упрощает и унифицирует правила пересечения таможенной границы.

На сегодняшний день Беларусь является одной из немногих стран – участниц международной системы, обеспечившей возможность выдачи книжки по 11 из 12 приложений к Конвенции. Указанное обстоятельство обеспечено принятием постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь № 55 от 14 июня 2022 г., значительно расширившего предметный перечень вывозимых товаров.

Примечательно также, что использование карнета АТА является основанием для неприменения ряда мер нетарифного регулирования. Такое указание предусмотрено, например, положениями постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21 марта 2023 г. № 192 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров».

В то же время для принятия верного решения о целесообразности использования данного инструмента, а также во избежание неприятных сюрпризов, связанных с его применением, Белорусская торгово-промышленная палата как гарантирующая и выдающая документы организация рекомендует предприятиям перед оформлением карнета АТА ответить для себя на несколько вопросов.

1. Является ли предполагаемая страна ввоза (транзита) товаров участницей международной системы карнетов АТА?

Сегодня существует возможность выдачи белорусского карнета АТА почти в 80 стран мира. При этом список продолжает расширяться: с 1 мая 2022 г. к международной гарантирующей цепочке присоединился Вьетнам.

Актуальная информация о странах, внедривших систему карнет АТА, доступна на сайтах Международной торгово-промышленной палаты и БелТПП.

2. Какие товары могут быть ввезены на рассматриваемую таможенную территорию в рамках Конвенции? Существуют ли специальные требования либо ограничения к использованию карнета?

Право использования карнета АТА при ввозе (транзите) определенных товаров обусловлено объемами присоединения к Конвенции иностранных юрисдикций, а также специальными оговорками и положениями национального законодательства. Так, например, особые требования к рассматриваемому таможенному документу можно встретить в национальном законодательстве Китая, Индии, Мексики, Израиля, Марокко, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапура. В связи с чем о возможности получения и правилах использования книжки стоит проконсультироваться в выдающей ассоциации и таможенных органах страны предполагаемого использования карнета.

Помимо этого, при построении маршрута важно учитывать действующий запрет на использование карнета АТА в качестве транзитной декларации при перемещении товаров от таможенного органа Республики Беларусь до таможенного органа иного государства – члена Евразийского экономического союза, в том числе через территорию государства, не являющегося государством – членом ЕАЭС (абзац второй подпункта 3.1 пункта 3 постановления Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 14 июня 2023 г. № 55).

3. Вводились ли санкционные или иные ограничительные меры в отношении товара либо держателя?

При работе с представителями государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, рекомендуется уделить особое внимание предварительной проверке и анализу возможных рисков применения персональных и секторальных санкций.

Например, в рамках Европейского союза право некоторых белорусских юридических и физических лиц на въезд или транзит ограничено Решением Совета Европейского союза (далее – ЕС) № 2012/642/CFSP от 15 октября 2012 г.

После того как вы убедились в отсутствии персональных санкционных мер в отношении вас или вашего контрагента, отдельно следует проверить наличие предметных ограничений на вывозимый товар. Например, по пункту «с» статьи 1r Регламента (ЕС) № 765/2006 от 18 мая 2006 г. на территории Европейского союза запрещается перевозить изделия, перечисленные в Приложении XIII, если они происходят из Беларуси или экспортируются из Беларуси в любую другую страну.

Подробнее о действующих санкционных ограничениях зарубежных стран можно узнать на сайте БелТПП в разделе «proБизнес в условиях санкций».

4. Необходимо ли получение иных разрешительных документов (сертификатов, лицензий)?

Карнет АТА используется наравне с таможенными декларациями и значительно уменьшает бумажную волокиту, однако не исключает обязанность получения иных разрешительных документов.

Также стоит помнить, что наличие продукции либо держателя в санкционных перечнях еще не говорит о невозможности помещения товара под таможенную процедуру: ряд положений Регламентов ЕС, Правила экспортного контроля США, нормативные правовые акты Швейцарии, Канады и иных стран содержат исключения, предусматривающие возможность перемещения (ввоза, транзита) товаров при условии получения специальных разовых разрешений (лицензий).

Также обращаем внимание на возможность анализа конкретной ситуации в индивидуальном порядке в рамках новой услуги БелТПП «санкционный комплаенс».

Таким образом, международный паспорт для временного ввоза товаров не потерял своей актуальности. При внимательном подходе к его оформлению карнет АТА заменяет таможенную декларацию и позволяет держателю существенно сэкономить не только время, но и финансовые средства.

   

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

освобождает от необходимости оформления обычной таможенной декларации, подачи электронной декларации, указания кодов ТН ВЭД ЕАЭС

 снижает финансовые затраты при совершении таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров

обеспечивает ускоренное таможенное оформление

предоставляет возможность неоднократного в течение одного года временного ввоза или вывоза товаров в одну или несколько стран

позволяет оформлять несколько таможенных процедур: временный вывоз, временный ввоз, реимпорт, реэкспорт, транзит

позволяет перемещать указанные в карнете АТА товары одной или несколькими партиями

исключает необходимость предоставления таможенным органам страны ввоза финансовых гарантий уплаты таможенных платежей (гарантом выступает БелТПП)