«Экспорт online»: продвижение экспорта через зарубежные электронные торговые площадки

№ 2, 2021
Автор:

Должность: Начальник юридического управления БелТПП

Одним из важных направлений стратегического развития Белорусской торгово-­промышленной палаты является расширение географии белорусского экспорта с использованием международных торговых площадок. Развитие данного направления обусловлено стремительным ежегодным ростом мировой электронной коммерции, которая все большее влияние оказывает и на белорусскую экономику.

Мировой рынок онлайн-торговли (B2B и В2C) оценивается более чем в 25 трлн долларов США. Крупные международные электронные торговые платформы активно расширяют географию своего присутствия, ­осваивают дополнительные рыночные сегменты, привлекают новых участников – как потребителей, так и производителей. Происходит активная трансформация глобальных цепочек поставок в сторону снижения количества посредников между конечными потребителями и производителями продукции. Необходимым условием конкурентоспособности на внешних рынках становится доступ к онлайн-каналам продаж и коммуникации.

При этом эксперты отмечают значительные риски для тех компаний, которые не смогут «встроиться» в современные модели организации поставок и реализации своей продукции через электронные площадки. Значительное влияние оказала и пандемия. По некоторым оценкам, более 90 процентов компаний изменили модель выхода на рынок, большинство из них ушли от персональных встреч в сторону digital-подходов, таких как онлайн-поддержка и электронная торговля.

Все это свидетельствует о том, что сегодня цифровая торговля вытесняет традиционную. К примеру, в Китае в 2021 году доля e-commerce в розничной торговле страны впервые может достичь 52,1 процента. Если прогнозы аналитиков сбудутся, Китай станет первой страной в мире, где онлайн-торговля превзойдет традиционную.

Развитие цифровой торговли непосредственно влияет и на поведение потребителей, которые все чаще «превращаются» в интернет-­покупателей. Например, потребительские товары в интернете в 2020 году приобретали 3,47 млрд человек во всем мире.

Конечно, электронная торговля, а тем более выход на зарубежные и международные площадки, связана со многими рисками и представляет сложность для отечественных экспортеров. Отмечаются, в частности, следующие проблемные вопросы в этой сфере:

  • нехватка знаний и опыта в области электронной торговли;

  • недостаточность механизмов поддержки выхода на глобальные цифровые рынки;

  • наличие опасений в части защиты интеллектуальной собственности, например при выходе на китайский рынок;

  • отсутствие компетенций по эффективному маркетингу и подготовке товаров под потребности и предпочтения зарубежных потребителей;

  • неготовность нести высокие издержки по выходу на электронные торговые площадки.

  • Чтобы способствовать выходу белорусских компаний на ключевые точки роста экспортной торговли в современных условиях – зарубежные электронные торговые площадки, БелТПП приступила к реализации нового проекта – «Экспорт online».

9_1.jpg

В рамках проекта планируется ­охватить крупные электронные торговые площадки Китая, Российской Федерации, США и ЕС, совместно с их операторами и официальными сервис-провайдерами проработать возможности выхода на внешние рынки, выявить барьеры, с которыми сталкиваются отечественные предприятия, и разработать предложения по внедрению новых инструментов поддержки экспортной электронной торговли.

Проект «Экспорт online» предполагает проведение серии бесплатных вебинаров, посвященных вопросам экспортной электронной торговли, совместных мероприятий с участием представителей компетентных государственных органов и зарубежных экспертов.

Участие в проекте «Экспорт online» позволит белорусским компаниям получать знания прикладного характера о механизмах функционирования и доступных маркетинговых инструментах крупнейших электронных торговых площадок, прорабатывать возможность размещения на них своей продукции, обращаться за консультациями к их официальным представителям и экспертам в области электронной торговли, а также пользоваться квалифицированными услугами БелТПП в области регистрации товарных знаков, перевода презентационных материалов и другими.

В рамках проекта БелТПП совместно с экспертами в области e-commerce и официальными представителями крупнейших торговых площадок организует профильные мероприятия и консультирование по вопросам экспортной электронной торговли, предлагает справочно-аналитическую поддержку с целью формирования эффективного и доступного механизма экспорта белорусской продукции по электронным каналам продаж.

Приглашаем к участию в проекте «Экспорт online».

Более подробная информация с условиями участия и презентацией проекта размещены на сайте БелТПП: www.cci.by/ru/content/export-online.