Reducing the risks of restrictions: sanctions compliance

№ 2, 2023
Author:

Job title: Head of the BelCCI Department for Legal Support and Digital Technologies

ПЕРЕОЦЕНКУ ПРАВОВЫХ РИСКОВ И ПОИСК НОВЫХ ПРАВОВЫХ РЕШЕНИЙ. НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ВЫНУЖДЕНЫ ИЗМЕНЯТЬ СТРАТЕГИЮ РАБОТЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ, ДРУГИЕ – ПРЕКРАТИТЬ СОТРУДНИЧЕСТВО С ОТДЕЛЬНЫМИ СТРАНАМИ. ПРИ ЭТОМ МНОГИЕ НЕДООЦЕНИВАЮТ РИСКИ САНКЦИЙ, ЗАКЛЮЧАЮТ СДЕЛКИ. НО НА САМОМ ДЕЛЕ САНКЦИОННЫЕ РИСКИ МОГУТ КАК ПРЯМО, ТАК И КОСВЕННО ВЛИЯТЬ НА СПОСОБНОСТЬ ДЕЛОВЫХ ПАРТНЕРОВ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ЗАБЛОКИРОВАВ ПОСТАВКИ ИЛИ РАСЧЕТЫ ПО СУЩЕСТВЕННЫМ ЭЛЕМЕНТАМ БИЗНЕСА. ПРЕДОТВРАТИТЬ ТАКИЕ СИТУАЦИИ ПОМОЖЕТ САНКЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС – НОВАЯ УСЛУГА БЕЛОРУССКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ.

Для эффективной внешнеэкономической деятельности в современных условиях белорусским предприятиям крайне важно выстраивать отношения с надежными иностранными партнерами, а также минимизировать влияние санкционных ограничений на исполнение контрактов.

Для этого перед заключением конкретных сделок необходимо осуществлять санкционный комплаенс, т.е. анализировать возможное влияние санкций на предмет договора, а также на выполнение всех его условий (проведение расчетов, базис поставки, исполнение гарантийных обязательств и т.д.).

Санкционный комплаенс направлен на то, чтобы заранее оценить риски заключения договора, защитить компанию от нарушений, которые могут нанести значительный ущерб репутации и повлечь колоссальные финансовые потери. В некоторых случаях белорусскому субъекту может быть рекомендовано воздержаться от заключения договора, ведь в противном случае он, при необходимости защиты своих законных прав, не сможет использовать правовые механизмы (например, форс-мажор), так как действует рискованно, принимая на себя обязательства в момент, когда санкционные ограничения уже действуют.

Пример

Белорусский субъект хозяйствования (поставщик) 22 октября 2022 г. заключил договор в рамках осуществления процедур госзакупок. Предметом договора являлась поставка государственному предприятию товара, производителем комплектующих которого являлся эстонский контрагент.

Впоследствии выяснилось, что еще 2 марта 2022 г. Европейским союзом в отношении этого товара введен запрет продажи, поставки, передачи или экспорта прямо или косвенно любому лицу, организации или органу в Республике Беларусь или для использования в Беларуси. Очевидно, что санкционный запрет для эстонского контрагента существовал почти за восемь месяцев до участия белорусского поставщика в процедурах госзакупок.

В итоге белорусскому субъекту невозможно ссылаться на санкционный запрет как на обстоятельство непреодолимой силы, так как отсутствует один их важнейших критериев признания тех либо иных обстоятельств форс-мажором – чрезвычайность.

Примечание

Заключение о наличии обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с пунктом 3 статьи 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь может быть выдано лицу, которое является не исполнившим обязательство либо исполнившим его ненадлежащим образом, если оно докажет, что такое неисполнение (ненадлежащее исполнение) имело место вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий.

Соответственно, белорусский субъект хозяйствования будет нести гражданско-правовую ответственность, а также может быть включен в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Проводя санкционный комплаенс на стадии заключения договора, можно выяснить: является ли контрагент резидентом санкционной юрисдикции, какова сфера действия и распространения санкций, подпадает ли разрабатываемый контракт и его условия под ограничения (по предмету, по субъекту и т.д.), существует ли практика получения специальных лицензий (разрешений) и другие моменты, связанные с санкционной политикой зарубежных государств.

К слову, на сайте Белорусской торгово-промышленной палаты размещена агрегированная информация со ссылками на первоисточники о санкционных ограничениях в отношении Республики Беларусь, вводимая Европейским союзом, США, Великобританией и другими странами.

Для проведения санкционного комплаенса возможно воспользоваться помощью Белорусской торгово-промышленной палаты. Данную услугу квалифицированно окажут специалисты департамента правового обеспечения и цифровых технологий.

Пример

Белорусский субъект хозяйствования, обращаясь в БелТПП и ссылаясь на трудности, возникающие у иностранного контрагента при вывозе из Европейского союза определенного товара, попросил разъяснить, введены ли в отношении двух товарных позиций запреты на их поставку из Европейского союза на территорию Беларуси.

Выяснилось, что Приложением XII к Регламенту Совета (ЕС) от 2 марта 2022 г. № 2022/355 к Регламенту (ЕС) от 18 мая 2006 г. № 765/2006 добавлено Приложение XIV «Перечень машин и механизмов в соответствии со статьей 1s», которое содержало одну позицию. Однако вторая позиция ни в Приложении XIV, ни в других европейских санкционных документах указана не была. На этом основании белорусский субъект предъявил обоснованную претензию своему контрагенту.